Традиционно год в учебных заведениях завершается в конце мая, для выпускников чуть позже - после проведения экзаменов, получения аттестатов и дипломов. Однако обучение на этом не заканчивается. Почему – читайте в интервью с Министром образования и молодёжной политики Свердловской области Юрием Биктугановым.
- Юрий Иванович, как вы можете охарактеризовать учебный 2023-2024 год?
В целом – положительно. Все ключевые задачи, которые стояли перед системой образования Свердловской области, были достигнуты. Основа всех этих задач – обеспечение суверенитета российской системы образования.
- Расскажите об этом подробнее.
Суверенная система образования включает в себя единые федеральные программы, единую систему образования и воспитания, вопросы внеурочной деятельности. Самой важной частью данной образовательной системы является ребёнок, который присоединяется к ней ещё дошкольником. Профессиональное становление личности закладывается в раннем детстве, а основной период обучения, самоопределения и роста личности приходится именно на школьные годы - самый продолжительный период образовательного процесса, самый ответственный период.
За 9-11 лет обучения школьник получает все необходимые знания и навыки, а также определяется со своей будущей профессией и, как результат – судьбой. Система образования играет в этом важнейшую роль, а суверенность помогает школьникам даже из самых дальних регионов наравне с ребятами из столицы обучаться по единой программе и поступать в желаемые колледжи и вузы.
- Какую роль Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области играет в образовательной системе?
Свердловская область является крупнейшим промышленным регионом России. Основу экономики составляет горнодобывающая и металлургическая отрасль, машиностроение, оборонный-промышленный комплекс, энергетика. Другими словами, это – ядро нашей области, предприятия, которые в первую очередь заинтересованы в высококвалифицированных специалистах.
Понимая всё это и думая о будущем школьников, Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области создаёт все условия для формирования кадрового потенциала области и страны, гармоничного соединения молодых специалистов и работодателей, непрерывного образования. Профессионалами не становятся за один день: подготовка талантливых, целеустремленных, образованных и любящих своё дело людей - ответственная, кропотливая и длительная работа. Поэтому, уже начиная с детского сада, мы знакомим ребят с миром профессий, всячески вовлекаем их в конкурсы, соревнования, формируем интерес к знаниям, активной жизненной позиции. Нам важно, чтобы школьник за время обучения сформировался профессионально и социально компетентной и образованной личностью, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, был ответственным и стремился к созиданию.
- Что больше всего помогает в реализации задач, которые стоят перед Министерством?
Любовь к детям. Проводя совещания в нашем Министерстве, я часто коллегам задаю вопрос: «Ради чего мы всё это делаем?». Каждый шаг в системе образования должен быть выверен. Дети – наше будущее, и нам крайне важно видеть всю «картинку» этого будущего, планировать завтрашний день, год, десятилетия.
Суверенная система образования Российской Федерации создает своего рода каркас для развития региональных образовательных систем. Это выражается прежде всего в национальных целях развития системы образования. Эти цели мы координируем уже со стратегией социально-экономического развития Свердловской области.
С одной стороны, мы работаем в единой образовательной системе, но при этом каждый город Свердловской области, каждая школа, колледж, университет имеют индивидуальный образовательный маршрут, исходя из разного рода особенностей.
В настоящее время эффективным инструментом развития детей и их самоопределения являются региональные и всероссийские образовательные программы, конкурсы, чемпионаты, форумы и фестивали. Всё это относится к дополнительному образованию, но именно данные проекты помогают детям ориентироваться в потоке информации, разносторонне развиваться, ставить перед собой цели, бросать вызовы, определяться с желаемым направлением деятельности, «примерять» ту или иную профессию, личностно расти.
- Какие проекты в этом учебном году оказались наиболее масштабными и продуктивными, помогают в реализации непрерывного образования, самоопределения детей?
Самый масштабный проект, объединяющий школьников Свердловской области – «Движение Первых». В настоящее время в него входят более 120 тысяч ребят нашей области. Движение раскрывает потенциал в научной деятельности, творчестве, здоровом образе жизни, патриотизме, добровольчестве и спорте. Хорошо себя зарекомендовали «Кванториумы» - центры развития науки и новых технологий, в которых учатся более 7 тысяч ребят. Центры формируют изобретательское мышление и дают хорошие навыки командной проектной работы. В этом году на международной выставке «Иннопром» ребята представили свои разработки, над которыми трудились в центрах.
Работают и центры инновационного и гуманитарного образования «Точка роста», которые созданы на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах. Сейчас в них занимаются порядка 50 тысяч школьников. Центры являются важной частью образовательной системы, предоставляя школьникам новые возможности для обучения и личностного роста. По модели образовательного центра «Сирус» у нас успешно работает фонд «Золотое сечение», где школьники имеют возможность попробовать себя в разных сферах, обрести новые знания, выходящих за рамки школьной программы. За время работы фонда более 20 тысяч ребят проявили свой талант на программах «Золотого сечения».
Особое место занимают «Уральская инженерная школа» и «Профессионалитет». «Уральская инженерная школа» - это областная комплексная программа, которая реализуется у нас по инициативе нашего Губернатора Евгения Владимировича Куйвашева с 2012 года. Свердловская область стала первой в России возрождать и развивать инженерную школу. Кстати, эта инициатива была одобрена Президентом Владимиром Путиным. Благодаря этой программе нам удалось обеспечить условия для получения качественного образования по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям и, как результат, обеспечить подготовку в Свердловской области рабочих и инженерных кадров. В этом году программа модернизировалась – основной кластер инженерного образования будет базироваться в Губернаторском лицее.
«Профессионалитет» же помогает образовательным организациям и работодателям объединиться для решения конкретных запросов региона.
И это – далеко не все проекты, которые реализуются для детей и молодежи в Свердловской области и показывают хорошие результаты. Любой из них направлен на развитие учебного и воспитательного процесса. Каждый имеет профориентационную направленность, способствует успешному самоопределению и становлению ребят. Эти проекты - поддержка непрерывности образования от школы до вуза и выхода в профессиональную деятельность.
- Чем запомнится этот год в системе образования, какие есть достижения?
Достижения в системе образования – это прежде всего успехи ребят. Свердловская область в лице наших школьников не раз была победителем олимпиад, конкурсов, соревнований. 190 11-классников получили 100 баллов, сдавая ЕГЭ. Это хорошие результаты. 12 свердловчан – 200-балльники, одна выпускница получила максимальные баллы по трём предметам.
Процедура ЕГЭ претерпела изменение: в соответствии с посланием президента Владимира Путина у школьников, которые сдавали экзамены в этом году, появилось право на пересдачу одного из предметов по их выбору. В Свердловской области на резервные «президентские» дни по ЕГЭ заявились 3178 человек. Считаю, градус волнения у ребят благодаря этой возможности явно снизился.
- Показывает ли ОГЭ И ЕГЭ свою эффективность?
ЕГЭ – это единый государственный экзамен. Единый – одинаковый для всех. В его основе лежит две цели: повышение объективности оценки и совмещение в одной процедуре школьного выпускного экзамена и вступительного экзамена в вуз.
Эффективен ли он? Не сдавать экзамены дважды – при окончании школы и при поступлении в вуз? Знать, что задания едины для всех выпускников России и работы оцениваются по четкому алгоритму? Иметь возможность выбирать любой вуз страны и подать за несколько минут заявление на зачисление, вне зависимости от места проживания? Сделать высшее образование доступным для школьников из любых регионов страны? Считаю, что, конечно, ЕГЭ в этом плане гораздо эффективнее экзаменов, которые были раньше.
Единый государственный экзамен – это своего рода и жизненный экзамен каждого выпускника. Мы стремимся к тому, чтобы ребята, обучаясь в школе, сами себе задали вопрос: «Зачем я сдаю ЕГЭ? Для чего он мне нужен?» Если этот вопрос будет задан и школьник ответит на него самостоятельно, обдуманно, он поймёт, что ЕГЭ – это его самый важный шаг во взрослую жизнь, шаг в студенчество, в выбранную профессию. Он будет знать, куда хочет поступить, какие предметы для этого нужно сдавать, что важно подучить и так далее. Кстати, если анализировать успехи ребят, показавших высокие результаты на ЕГЭ – все они участники олимпиад, конкурсов, активно участвовали в жизни класса, школы, своего города в рамках образовательных проектов, которые реализуются в Свердловской области.
- Какая основная цель системы образования? И когда можно говорить о результатах?
Образование имеет отложенный эффект. Невозможно, окончив учебный год в первом классе, подводить итоги обучения. И даже, в момент получения дипломов об итогах обучения говорить рано. Глубина знаний ребят, то, что в них было заложено за все годы обучения, в полной мере будет проявляться позже, когда они освоят выбранную профессию, реализуются, как специалисты своего дела, станут настоящими гражданами нашей страны.
Всё, о чём мы сегодня говорили - суверенная система образования, дополнительное образование, единый государственный экзамен – это инструменты для достижения цели системы образования – обучить детей, раскрыть их потенциал, помочь в профессиональном становлении личности.